Теневой сектор экономики
В последнее время теневой сектор экономики приобретает все более угрожающие объемы.
По данным украинских и иностранных экспертов, объемы теневой экономики в Украине достигают от 40 до 60% валового внутреннего продукта. За годы независимости за пределами страны оказалось свыше 20 млрд долл., которые поддерживают экономические процессы в других странах. По материалам украинских аналитиков, почти 40% всего трудоспособного населения имеют те или другие доходы от теневой экономики.
Теневая экономика не есть явление сугубо украинское, хотя довольно хорошо чувствует себя в украинском правовом пространстве. С такими же проблемами сталкиваются во всем мире, например, в вопросе о том, как избежать налога на автомобиль. В частности, теневая экономика дает приблизительно одну пятую часть ВВП Бельгии, Италии и Испании. Даже в такой законопослушной стране, как Германия, каждая седьмая марка не попадает в отчетность перед государственными органами.
Однако Украине от этого не легче. Ведь тенизация экономики, как и нестабильное законодательство, сильно отпугивает инвестора. И прежде всего — зарубежного. Не потому ли сумма поступлений иностранных инвестиций в Украину за семь лет независимости составила всего-навсего 2,1 млрд долл., т.е. только 3,4% совокупных инвестиций, поступивших в страны Центральной и Восточной Европы и бывших союзных республик.
В то же время доля Польши в совокупных инвестициях достигает 13,8%, России — 15,9, Венгрии — 25,2%. Существенное значение для декриминализации украинской хозяйственной среды имеет принятие проекта Хозяйственного (Коммерческого) кодекса Украины. В частности, сокращению теневого сектора малого предпринимательства способствует применение специальной статьи проекта «Государственная регистрация», рассказывающей в частности о том, что облагается налогом на прибыль, а также предусматривающей, что доходы, полученные незарегистрированной хозяйственной организацией, подлежат взысканию в государственный бюджет через арбитражный суд по иску налоговой службы.
Существенно устаревшая классическая конструкция юридической личности в значительной мере провоцирует использование пробелов законодательного регулирования вразрез «духу» закона. В особенности это проявляется в обыгрывании ограниченной ответственности юридического лица, по долгам которого, как правило, собственник (учредитель) ответственности не несет (ст. 32 ГК УССР), «кроме случаев, предусмотренных законодательством».