Почему буддизм, так популярен, в современном мире?
Вначале хотелось бы сделать акцент на том, что буддизм никогда не ставил себе за цель иметь как можно больше последователей.
Возможно, причина кроется именно в самой философии Буддизма, как ее еще иногда называют “философия эгоизма наизнанку”.
Почему эгоизм на изнанку? Потому что буддизм нам ничего не говорит о мире вне нас, священные буддийские тексты об этом гласно и не гласно твердят.
Буддист концентрирует все свои усилия на своей сущности, чтоб превзойти иллюзию эго и тем самым избавится от цепей сансары. И миссионерская деятельность никоим образом ему не помогает в достижении просветления. Существует еще путь Бодхисаттвы, но это отдельная тема, да и касается она лишь направления Махаяны.
Казалось бы, какие симпатии у западного человека может вызвать философия, которая граничит с солипсизмом и отвергает желания материального?
Пожалуй, главным аргументом здесь будет то, что, начиная с 70-х годов все больше и больше запад, начал интересоваться эзотерическими знаниями. Причиной тому послужили всевозможные индийские гуру, популяризация йоги, трансперсональная психология и ряд других не менее значимых факторов.
Христианская церковь так же начала терять свой авторитет после Второй Мировой Войны, по причине своей пассивности и последним открытиям науки. В то время как буддизм никогда не противопоставлял себя науке, а скорее даже наоборот уважал ее мнение, последние открытия в области квантовой физики только подтверждают некоторые постулаты буддизма, такие как единство всего, пустоту явлений, и субъектно-объектную дихотомию наблюдатель и наблюдаемое.
К примеру, Далай-лама XIV вовсе не исключает изобретение искусственного интеллекта. Более любопытного читателя можно отослать к интересной работе Фритьофа Капры “Дао Физики”.
Так же в современно мире с каждым днем все более актуальным становится вопрос окружающей среды, исчезающих видов, угрозы атомной войны. А буддизм, как известно, является наиболее пацифисткой философией жизни и принцип Ахимсы один из самых значимых в этом учении. Принцип ненасилия и не причинения вреда всему живому, терпимость к инакомыслию так же можно считать одним из проявлений этого тезиса.
Естественно не приходится говорить о том, что все люди, которые причисляют себя к буддистам, строго следуют дхарме или даже глубинно понимают это учение с мистической точки зрения. Но этическая и моральная сторона не менее важна для буддизма, чем медитативные практики.
Главное что в современном мире люди разных культур и стран приходят к пониманию таких простых вещей как мир, терпимость, честность. К пониманию того, насколько эти ценности являются важными для гармоничной постройки человеческого общества и межличностных отношений.
Буддизм является идеальным примером того, как религиозно-философское учение без веры в Бога и веры в загробную жизнь, способно привлекать людей своей поистине глубокой духовностью и не противопоставлять себя науке.