Как получить электронную подпись
Электронная подпись (ЭП) прочно вошла в обиход современных предприятий. Системы отчетности через интернет, электронные аукционы и системы закупок, банковское программное обеспечение, системы электронного документооборота, это далеко не полный список областей применения электронной подписи в наше время. Каждый сотрудник современного предприятия если не пользовался, то хотя бы слышал о применении цифровой подписи и знаком с примерами ее использования.
Если предприятие или предприниматель уже работал с электронной подписью, то процедура ее получения уже знакома участнику. Но если вы только приступаете к области деятельности в которой вам понадобится электронная подпись, то наверное вы интересуетесь процедурой получения подписи, о которой мы и расскажем в следующих абзацах.
Электронная подпись для физических лиц, так же, как и для компаний, изготавливается специализированными организациями – Удостоверяющими центрами (УЦ).
Удостоверяющий центр обладает необходимыми лицензиями на изготовление и распространение средств криптографической защиты информации на территории Российской Федерации, а так же обладает собственной инфраструктурой обеспечивающей выпуск и дальнейшее сопровождение электронной подписи.
Инфраструктура удостоверяющего центра включает в себя не только техническую базу, но и штат квалифицированных сотрудников, которые обеспечивают корректную процедуру выпуска электронной подписи и техническое сопровождение выданных ключей и сертификатов ЭП.
Обратившись к поисковой системе вы без труда найдете ближайший к вам Удостоверяющий центр.
Но не торопитесь выбирать УЦ исходя из соображений одной только стоимости электронной подписи. Обязательно обратите внимание на наличие лицензий, задайте вопросы о том, как давно функционирует Удостоверяющий центр и как много подписей выдано им. Долгий срок деятельности УЦ и большое количество выданных ключей электронной подписи свидетельствует о надежности центра.
Сотрудники УЦ предоставят вам лично или по электронным каналам связи списки документов, необходимых для получения электронной подписи. Дополнительно вам предложат выбрать носитель информации для записи ключа и сертификата вашей подписи. Выбор носителей велик, но чаще всего используются обычные usb-флеш носители, либо специальные, защищенные носители, предназначенные исключительно для записи электронной подписи – токены (ruToken, eToken и пр.). Токены хранят всю информацию в зашифрованном виде, поэтому несанкционированный доступ к вашему ключу становится крайне затруднительным, либо вовсе невозможным.
После заполнения документов на получение сертификата ЭП, а так же завершения всех финансовых процедур по оплате услуги вместе с менеджером Удостоверяющего центра вы выберете дату выпуска вашей электронной подписи. В надежном УЦ выпуск электронной подписи возможно произвести в течение одного рабочего дня.
Но вот вы получили заветную флешку с ключом вашей подписи, пришли к себе на рабочее место или домой и уже хотите приступить к работе, но не знаете с чего начать.
Для таких ситуаций при Удостоверяющих центрах существую службы технической поддержки, специалисты которых с готовностью помогут решить любые технические вопросы возникшие при работе с электронной подписью. Служба поддержки поможет установить необходимое программное обеспечение, поможет произвести необходимые настройки на рабочем месте, а так же сможет оказать консультативную помощь по работе с теми или иными площадками на которых вы собираетесь использовать электронную подпись. Настройка рабочего места занимает совсем немного времени, обычно около 10-15 минут.
Стоит заметить, что в некоторых случаях техническая поддержка выходящая за рамки типичных услуг по сопровождению электронной подписи находится вне зоны ответственности УЦ и оказывается не специализированной службой УЦ, а службой технической поддержки или call-центром самой площадки или системы, в которой вы хотите работать. Об этих особенностях вы обязательно узнаете от службы технической поддержки Удостоверяющего центра, когда вы сообщите им о том, где вы планируете работать с вашей подписью.
И вот спустя совсем немного времени у вас есть электронная подпись и настроенное рабочее место. Теперь вы можете приступить к работе на электронных торговых площадках, предоставлять отчетность в контролирующие органы, работать с вашими контрагентами в специализированных системах электронного документооборота и многое-многое другое.