История лидерства в бизнес сфере
История лидерства в бизнес сфере
Впервые тема лидерства была затронута в начале прошлого столетия. В те времена стали проводиться исследования лидерства, как определенного стиля поведения человека. Именно тогда впервые предположили, что лидерство – это не только врожденное свойство – ведь если внешне лидерские качества человека проявляются только в его поведении, то этому поведению можно обучать.
Первые исследования впоследствии вылились в экспериментальное создание скаутских организаций, в которых на детях отрабатывали обучающие программы по созданию определенных моделей поведения, которые учили детей работать в команде, взаимодействовать с членами этой команды, а также – управлять коллективом.
И хотя подобные эксперименты вначале проводились в Англии, позже ими заинтересовались и в Соединенных Штатах Америки. Так в начале второй половины прошлого века в Америке начали применять программу развития лидерства и эффективного управления людьми. Впервые программа была опробована в школе подготовки сержантов в Калифорнии, а позже – во всех подобных школах страны.
Окончательно результаты экспериментов сформировались в более-менее приемлемую программу обучения только в середине 70х годов. В этой программе описывались одиннадцать лидерских навыков, а также методы и способы их развития. Программа стала повсеместно применяться в военных школах и училищах, а также – в организации скаутов.
Американцы старались работать по своей программе с детьми, так как они намного легче обучаются всему новому, и навыки лидерства закреплялись у них быстрее и эффективнее. Взрослым и состоявшимся людям в этом плане намного сложнее – у них уже сложился определенный стандартный набор шаблонов поведения, взглядов и принципов, которые сложно изменить и переломить.
Основным прорывом всех исследований в этой области на протяжении всего прошлого века можно считать сложившееся убеждение, позднее подтвержденное фактами, в том, что лидерству можно научить, это врожденное качество, которое однако человек может приобрести и позже – развивая определенные стороны своего мышления и изменяя свое поведение в определенных ситуациях. Кроме того, было выявлено, что даже если человек и не является ярко выраженным прирожденным лидером, он может обладать определенным лидерским потенциалом, и позднее, при развитии основных качеств лидерства – проявить его в полной мере.
Однако, в подходе к лидерству в нашей стране и за рубежом есть небольшая разница – если за границей лидера воспринимают прежде всего как эффективного управленца и менеджера, то в России, когда говорят о лидерских качествах, в первую очередь имеют в виду волевые качества, харизматичность и способность вести людей за собой. И хотя многие тренинги и курсы лидерства являются просто копией зарубежных аналогов, часто можно встретить методы развития лидерских качеств, адаптированные под российскую специфику.