Аудит процессов компании: использование контрольных листков и адекватность выборки
Аудит процессов компании: использование контрольных листков и адекватность выборки
Как показывает практика, при оценке соответствия стандарту ИСО 9001 (в интернете Вы можете пройти сертификацию по нему) контрольные листки аудита нередко оказываются недостаточными. К концу поверки аудитор должен сделать выводы по тому, все ли требования стандарта выполняются и выдать вам аудиторское заключение http://audit-nsin.ru/articles/auditorskoe-zaklyuchenie/. А попытка продемонстрировать соответствие стандарту нередко возвращает проверяющего к контрольным листкам, которые позволяют последовательно проверить требования стандарта, чтобы убедиться, что все они охвачены.
Такой подход к заполнению контрольного листка (checklist), безусловно, является очень простым, но при этом обеспечивающим охват всех требований стандарта. Но с точки зрения принципов ISO 9001 проведение аудита на базе контрольного листка может стать помехой для проверяющего в установке доказательств эффективного взаимодействия процессов.
Стоит заметить, что полный отход от контрольного листка (либо вопросника) в некоторых ситуациях может оказаться невозможным. Так, к примеру, если компания должна подтвердить третьей стороне соответствие стандарту (например, органам по оценке соответствия, регуляторным органам). Использовать контрольный лист необходимо в определённое время определённым образом в качестве инструмента, позволяющего не потерять из виду требования стандарта, которые обязательно должны быть охвачены.
Что представляет собой адекватная выборка?
Математической или статистической формулы определения правильного числа предпринимаемой во время аудита выборки не существует. Определение числа выборки (к примеру, 1, 5 или больше выборок записей по определённому требованию) для подтверждения соответствия требованиям неэффективно и соответствия не обеспечивает соответствия. Само собой, если объём выборочного контроля повышается, то достоверность касательно актуального состояния внедрения системы менеджмента качества увеличивается. В таком контексте «адекватность» можно рассматривать в качестве объёма выборки интервьюирования на месте и анализа документации, обеспечивающего достаточную достоверность того, что система менеджмента качества проверяемой компании внедрена так, как это описано.
В ISO 19011 и ISO/IEC 17021 указано, что должно входить в отчет об аудите. Обязательно нужно учесть, чтобы он содержал только важную для проверяемого информацию, к примеру, о положительных наблюдениях, потенциалах улучшения, несоответствиях стандарту. Проверяемый не ждёт многократного повторения и объяснения требований стандарта, он уже знаком с ними.