Инвестиционный бизнес-план изнутри
Инвестиционный бизнес-план изнутри
Зачастую о бизнес-плане говорится как об инструменте для привлечения инвестиций. Но необходимо понимать разницу между собственно бизнес-планом и бизнес-планом инвестиционным (инвестиционным меморандумом, инвестиционным предложением). Несмотря на схожесть в структуре и функциях, у этих документов есть одно важное различие: бизнес-план в первую очередь является документом для внутреннего пользования, а инвестиционное предложение ориентировано на внешнюю среду.
Цель написания
Бизнес-план – комплексный документ, детально описывающий компанию, производимый ею продукт. В структуру, как правило, входят резюме, описание продукта (идеи), оценка рынков сбыта, маркетинговый, производственный, финансовый и организационный планы, оценка рисков. В документе определяются цели, задачи, вырабатывается стратегия их достижения. Иными словами, это план развития бизнеса, руководство к действию, дающее понимание владельцу и руководству бизнеса куда и каким образом двигаться.
Разработка бизнес плана инвестиционного проекта, имея похожую структуру, ориентирована непосредственно на потенциального инвестора. В бизнес-плане главными являются организационная, маркетинговая и стратегическая составляющие, в инвестиционном предложении акцент ставится на описании идеи проекта, а также на описании компании, которая его реализует.
Инвестиционный бизнес-план демонстрирует привлекательность, экономическую эффективность, выгодность предложения для самого инвестора. Также инвестор должен убедиться, что опытная команда профессионалов в компании сможет реализовать данный проект.
Типы инвесторов и критерии оценки
Каждая категория инвесторов предъявляет свои требования к содержанию документа. При составлении инвестиционного предложения важно определить, кому именно оно будет направлено. В качестве инвестора могут выступать частные лица, банки, инвестиционные фонды, государство. Понимание того, что требует инвестор, каким образом и на основании каких критериев он принимает решение, позволит включить в документ нужную информацию в необходимом объеме.
Банк как инвестора интересует возврат кредита и выплата процентов по нему, будущее самого проекта отходит на второй план. Поэтому в инвестиционном бизнес-плане нужно показать, что проект принесет достаточно средств для своевременных выплат по кредиту, а также указать наличие залогового имущества, которое даст гарантию банку на возврат средств в случае провала проекта.
Инвестором может выступать государство, которое реализует комплекс мер поддержки предпринимательства. Одна из таких мер – предоставление грантов. Для их получения инвестиционный бизнес-план оценивают по таким критериям, как налоговые поступления, количество созданных рабочих мест и уровень заработной платы.
Прямых инвесторов интересует сам проект и выгода, которую он принесет. Такие инвесторы вкладывают деньги непосредственно в проект и на это время получают над ним контроль. Как правило, в этой роли выступают фонды прямых инвестиций. Именно прямого инвестора интересуют вопросы о выгодности проекта, профессиональности команды, схемы реализации проекта, наличии собственных средств у инициатора проекта и структуры затрат.
Структура инвестиционного бизнес-плана
Существует множество различных методик подготовки инвестиционных проектов, но структура практически не отличается. Любое инвестиционное предложение должно содержать резюме, описание сущности проекта, анализ рынка и отрасли, маркетинговую стратегию, финансовый и организационный планы.
Часто проект отвергается уже на этапе ознакомления с резюме – это важная часть инвестиционного бизнес-плана, в нем должны быть отражены в сжатой форме все ключевые моменты. На нескольких страницах должна быть изложена информация о компании, ее продукции, рынках, на которых компания работает, об управляющей команде и финансовых результатах за последние 2-3 года.
Необходимо описать будущее компании, которая, к примеру, буде продавать медные катанки, стратегию развития инвестиционного проекта, риски и финансовый прогноз на три-пять лет. Конечно, самым важным для инвестора будет характеристика потребностей в финансировании (какие объемы и на какое время, структура капитала) и то, как капитал будет использован.
Основная часть проекта должна быть лаконичной, без лишней информации. Всю дополнительную информацию можно вынести в приложения. Это могут быть отчеты, экспертные заключения, резюме руководителей, технические описания продукта (или услуги), а также информация о производственном процессе.
Инвестиционный бизнес-план всегда ориентирован на потенциального инвестора, на его желания и потребности. Для эффективного привлечения средств и общения с инвестором нужно учитывать, какую информацию он хочет увидеть, как наилучшим образом ее представить, предположить, какие возражения могут возникнуть и как их нейтрализовать. Инвестиционное предложение должно быть ясным, кратким, достоверным и убедительным.
Необходимо отметить, что инвестиционное предложение можно разработать на основании готового бизнес-плана, т. к. он уже содержит много информации о деятельности компании и результаты исследований в том числе. Это возможно в том случае, когда на одном из этапов развития бизнеса требуется привлечение инвестиций, например для модернизации оборудования для типографии.
Важно обдумать, к какому инвестору целесообразно обратиться: получить кредит в банке или грант от государства или же искать поддержку у прямого инвестора и утратить на время контроль управления предприятием. После выбора потенциальных инвесторов можно доработать бизнес-план с учетом предъявляемых ими требований.