Эволюция млм индустрии в России
Каждый из нас наверняка слышал что-либо об индустрии сетевого маркетинга или прямых продаж, которая появилась на рынке России в 1994 году. Сначала в ней работали всего несколько МЛМ компаний, распространяющие всевозможные таблетки и биоактивные пищевые добавки (например, проект Гербалайф, дистрибьюторы которого носили на груди значок – “хочешь похудеть – спроси меня, как?”, занимался изготовлением и продажей смесей для здорового питания).
За те 16 лет, которые сетевой маркетинг существует и развивается, на территории России было зарегистрировано около 400 компаний, более 10 миллионов человек работали или работают в этой индустрии в течение последних 10 лет (постоянно работает около 2 миллионов людей). И около 40 миллионов людей хотя бы раз пользовались продукцией той или иной млм компании (а если вспомнить, что такие проекты как Avon, Амвей, Oriflame, Коралловый Клуб и т.д. также являются компаниями сетевого маркетинга, то товарами или услугами данной индустрии хотя бы раз пользовались 90% жителей нашей страны).
Но в этой статье я хотел рассказать о последнем удивительном событии в жизни обычных людей, которое плотно связано с методом прямых продаж. В конце 2010 года один из крупнейших банков Украины Приватбанк заявил, что теперь его клиенты могут зарабатывать деньги не только с помощью депозитов, но и с помощью рекламы товаров и услуг, предоставляемых Приватбанком среди своих знакомых.
То есть элементы сетевого маркетинга на лицо – Вы пользуетесь услугами Приватбанка (не важно депозитами, или кредитами, или просто банковскими операциями), если Вам нравится, то Вы рекомендуете этот банку своим друзьям и знакомым, за что получаете денежное вознаграждение.
Стоит отметить, что подобный рекламный ход уже принес определенные плоды, и если сначала система оплачиваемых рекомендаций действовала только на некоторые сервисы Приватбанка (например, сервис LiqPay, который позволяет совершать электронные платежи, используя только мобильный телефон), то в начале 2011 года все клиенты могут рекламировать абсолютно все услуги банка.
Вместо вывода хотелось бы сказать, что двигаясь такими темпами, мы скоро придем к уровню Японии, где 80% товаров и услуг распространяются с помощью индустрии сетевого маркетинга.