Несколько правил общения с заказчиком во фрилансе
Этикет есть не только за столом, он проявляется практически во всех сферах жизни и работы человека. Профессия копирайтинга также имеет свою этику, и заключается он не только в выглядывании ошибок коллег и дружном пинании новичков. Шутка)Сейчас мы с Вами обсудим несколько правил, которые я стараюсь соблюдать при общении с заказчиками, и которые помогают мне налаживать крепкие рабочие и дружеские отношения.
1. Уважительное обращение. Если заказчик обращается ко мне на «ты» – это его дело. На многих форумах есть моя дата рождения, так что все знают мой возраст и справедливо относят к категории «на ты». Однако я не позволяю себе обращаться подобным образом к заказчикам по двум причинам:
а) я не знаю точный возраст, поэтому могу обидеть человека;
б) я проявляю уважение.
2. Соблюдение всех правил приема заказа. Этому пункту я выделю целую статью, об этом поговорим немного позже, иначе пост может серьезно затянуться.
3. Я поздравляю заказчиков с днем рождения, Новым годом и всеми праздниками, на которые принято поздравлять знакомых и друзей. Не важно, ответят мне взаимностью, или нет – важно, что я показала свою заинтересованность в общении. Позже расскажу забавный случай с заказчиком, которого я решила поздравить в эту Новогоднюю ночь.
4. Так как часто мои заказчики становятся моими друзьями, и мы ежедневно здороваемся, я даю в общении ссылки на свои последние работы. Не на сайты конкурентов, а на обычные тексты, которые я пишу. Зачем? Мой друг все еще остался заказчиком, и, если ему понравится текст, он может сделать заказ. Лучшим способом продемонстрировать свои успехи и достижения я считаю собственный сайт, на котором можно размещать что душе угодно.
5. Я люблю общаться. Пожалуй, это один из наиболее важных пунктов, который помогает мне делать единичных заказчиков постоянными.
Дело в том, что на собственном опыте я поняла – никому не нужен робот-копирайтер. Поздоровались – приняли заказ – разбежались – сдали заказ – получили оплату? Не думаю, что заказчик захочет снова с Вами работать, если Вы не гений, разумеется.
Проявите интерес к работе. Это поможет не только Вам лучше написать текст, но и заказчику будет приятно, что не одному ему интересен сайт/проект. Не поленитесь, пролистайте пару страниц, скажите, что понравилось, а что нет – за критику заказчик будет благодарен. Копирайтеры в большинстве своем обладают неплохим вкусом, да и критика со стороны никогда не бывает лишней.
А у Вас есть свои правила общения с заказчиком?…
Как общаться с заказчиком?…
В одном из постов мы разобрались, где и как отыскать заказчика, теперь поговорим о том, как выстроить конструктивный диалог так, чтобы не только получить заказ, но и стать постоянным исполнителем. Никаких выдумок, только практические советы, которые применяю я сама. Итак, как общаться с заказчиком?
Опустим момент, когда Вы пишете заказчику, или заказчик пишет Вам с предложением о работе. Перейдем сразу к самому главному моменту заказа – обсуждению деталей.
Далеко не все заказчики – проверенные временем вебмастера, точно знающие требования к тексту, иногда это простые люди, которые и знать не знают, что такое ключевые слова, какая у них должна быть плотность и как правильно строить предложения так, чтобы из них поисковики формировали вкусные сниппеты. Я по умолчанию подозреваю, что Вы, мой дорогой копирайтер, знаете это, как свои пять пальцев.
Итак, начнем.
Первое, что я спрашиваю – тема заказа. Ответ типа «женская тематика» и «о доме» не принимаю никогда, мне нужно четкое формирование темы как названия будущему тексту.
Я прошу ссылку на сайт. Нужно понять, в каком стиле оформлены существующие тексты и смогу ли я его поддержать в своих. Заметьте, все это я провожу не дав согласия на работу, и только если первые два пункта соответствуют моим возможностям, я беру заказ.
На этом этапе мы обсуждаем с заказчиком размер. Если он говорит точную цифру, например, 2000 символов, я уточняю, какой диапазон символов я могу использовать. Чаще всего, это +/- 500 символов. Это необходимо уточнить, чтобы потом не было непоняток, ведь никогда не знаешь, на каком символе закончится мысль.
Ключи, ключевые слова и дополнительная поисковая оптимизация. Это важно уточнять в любом случае во избежание последующих проблем. Ведь заказчик может «подразумевать» ключи, а Вы их не узнаете в потоке слов.
Общий стиль текста, подзагловки, острота. Некоторые любят официальные слова, а некоторые любят интересные обороты и задумки, как воспользоваться арендой манипулятора в Санкт-Петербурге. Поднимите этот вопрос обязательно, ведь от удовлетворенности заказчика зависит Ваша занятость.
Не предлагайте заказчику бриф. Никогда и ни прикаких обстоятельствах. Ваше дело – сделать по-своему и выслать заказчику длинный список вопросов. Но лично мне было бы скучно и неинтересно отвечать на череду вопросов, и я уйду к тому копирайтеру, который предпочитает личное общение. Более того, скажу по секрету, предложение заполнить бриф звучит как «отстань, мне сейчас не до тебя».
Седьмой совет – слушайте. Те, кто получил мой подарок – книгу Юджина Шварца, поймут, о чем я. Те, кто не получил – об этом я расскажу в первомайском выпуске.
Итак, теперь вооружайтесь шестью советами и применяйте их на практике. Вы можете следовать моим советам, или не следовать – выбор Ваш, ведь кто-то предпочитает использовать чужие советы, а кто-то – сам набивать себе шишки.
Да, кстати, со следующим постом в рассылке моим читателям придет маленький подарок, который невозможно найти в сети. Этот материал поможет Вам лучше понять и освоить следующий пост, подписывайтесь, рассылка совершенно бесплатна.
Кстати, а у Вас есть что добавить к моему списку от себя?…