Азбука медиа – портясающая книга по маркетингу
Это потрясающая книжка. Я прочел ее на одном дыхании за три вечера. Норберт Больц, немецкий социолог, философ и исследователь медиа, написал небольшой учебник для студентов под названием “Азбука медиа”. В книжке дан глубокий анализ медиа, показана история и перспективы развития медиа, а также высказано столько полезных мыслей, что их можно разобрать на десятки, а то и сотни цитат. При этом всё написано живым интересным языком.
Вот всего лишь некоторые из мыслей (не цитаты):
Телевидение демонстрирует нам мир как скандал и катастрофу. Смотря новости об очередной войне, зрители получают наслаждение отдаленностью от ужаса. Массмедиа любят делать деньги на страхе. При этом человек отвлекается от реальных проблем.
Массмедиа создают мир героев. Люди непроизвольно перекладывают на плечи героев ответственность за всё, а взамен платят обожанием. В роли героев выступают звезды, политики и прочие celebrities.
Массмедиа могут выполнять морализаторскую функцию. Например, показывают жертв и разоблачают тиранов. Если по телевизору идет репортаж о том, как поймали коррумпированного политика, то зрители получают удовлетворение возмущенного пессимизма. Зло должно быть наказуемо.
Главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Конкурентное преимущество – не в обилии информации, а в ее ограниченности. Люди нуждаются не в объеме новой информации, а в мощных фильтрах и удобных средствах навигации в мире информации.
Есть такое понятие, как «коммуникативные коконы». Люди выискивают единомышленников в сети и получают удовольствие от своего единомыслия, концентрируясь при этом на себе.
Большинство людей считают так: я не понимаю, что происходит вокруг, но другие люди понимают. И так думает каждый. Это называется «плюралистическим незнанием» и используется для манипуляции общественным мнением. Если человеку сказать, что по определенному вопросу большинство имеет определенную точку зрения, то человек примет эту точку зрения.
Все умнее, чем каждый. Это создает «роевой разум». Большинство не инновативно, но оно способно делать коллективный выбор, который зачастую является правильным. Пример – подсказка зала в игре «Как стать миллионером», когда в большинстве случаев коллектив находит правильное решение.
Я привел лишь небольшую толику мыслей из книги, наугад открывая страницы. «Азбука медиа» относится к числу тех книг, к которым обращаешься снова и снова, потому что весь объем знаний просто невозможно усвоить за один раз. Хотя при этом книга насчитывает всего 136 страниц, включая введение, содержание и комментарии. В книге полностью отсутствует вода, интенсивность подачи информации очень высока.
Периодически при прочтении ловил себя на мысли, что некоторые бизнес идеи и выводы мне уже приходили в голову раньше, когда я листал каталог франшиз, или я где-то о них прежде читал или слышал. Норберт Больц свел эти мысли в единую систему, за что ему огромное спасибо.
Также мне очень понравилась та глубина, с которой Норберт Больц исследует мир медиа. В маркетинге есть такое понятие, как «инсайт», то есть глубинная потребность человека, о которой индивид зачастую даже не догадывается. Так вот, автор книги описал множество таких инсайтов, они почти на каждой странице.
Когда я начал читать книжку, то сделал большую ошибку – я ничего не записывал. А надо было открыть молескин и просто начать заносить туда цитаты и приходящие в голову мысли. Теперь пытаюсь вспомнить, а некоторые мысли уже ускользнули. Впрочем, я планирую еще раз прочитать книжку, на этот раз молескин будет под рукой.
Настоятельно рекомендую книжку к прочтению всем, кто интересуется или работает с медиа. Для маркетолога книжка полезна тем, что дает четкое понимание, почему и как люди используют коммуникации, какие инсайты движут людьми в коммуникациях, куда идет мир медиа. Да и любому человеку будет полезно разобраться в своем поведении при общении с медиа.
Если вы живете в Перми, то можете купить книжку в независимом книжном магазине «Пиотровский» (я именно там покупал). Она лежит на крайнем левом столе в первом зале. Стоит книжка 180 рублей.